В федеральном законодательстве об административных правонарушениях теме нарушений при закупках по 223-ФЗ посвящена отдельная статья 7.32.3 КоАП РФ. В этой статье предусмотрены меры административной ответственности за 9 видов нарушений.
Содержание:
- Часть 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ
- Часть 2 статьи 7.32.3 КоАП РФ
- Часть 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ
- Часть 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ
- Часть 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ
- Часть 6 статьи 7.32.3 КоАП РФ
- Часть 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ
- Часть 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ
- Часть 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ
- Дополнение
Часть 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с 223-ФЗ должна осуществляться в электронной форме, в иной форме — это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб., а на юридических лиц — от 100 до 300 тыс. руб.
Часть 2 статьи 7.32.3 КоАП РФ
Если же нарушение, указанное выше, совершается должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за это нарушение уже более 2 раз, то на это лицо накладывается административный штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 мес. до 1 года.
Напомним, что согласно действующим нормам 223-ФЗ в электронной форме должны осуществлять конкурентных закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП. Также в электронной форме должны проводиться закупки определенных ТРУ, перечень которых установлен Правительством РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 г. № 616 (например, легковых автомобилей, авторучек, услуг по чистке и уборке и т.д.).
В иных случаях проведение конкурентных и неконкурентных закупок в электронной форме является правом заказчика. Важно учитывать, что если в положении о закупке конкретного заказчика установлено, что та или иная закупка должна проводиться в электронной форме, но заказчик будет проводить ее не так, то эта ситуация тоже подпадет под данное нарушение, так как согласно 223-ФЗ заказчик должен осуществлять свои закупки в соответствии со своим положением о закупке.
Под закупкой в электронной форме по 223-ФЗ понимается закупка, осуществляемая с помощью функционала электронной площадки.
На текущий момент перечень площадок, которым заказчик может использовать для проведения электронных закупок установлен в распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р (в части конкурентных закупок среди МСП и закрытых процедур).
В случае если заказчик проводит конкурентные закупки без ограничения для участия отдельных лиц (не для МСП) или, например, неконкурентные закупки среди МСП, заказчик вправе использовать любую электронную площадку, обеспечивающую проведение таких закупок.
Часть 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ
Осуществление закупки по 223-ФЗ или в каком-то ином порядке, в то время как данная закупка в соответствии с нормами самого 223-ФЗ должна осуществляться по 44-ФЗ. Это нарушение карается наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. руб., а на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.
В 223-ФЗ предусмотрено 2 случая, когда заказчики по 223-ФЗ должны проводить их не по этому закону, а по 44-ФЗ:
- Первый случай — это ситуация, когда заказчик не выполняет свою обязанность осуществить в установленном объеме целевые закупки у субъектов МСП в течение календарного года и тогда с 1 февраля следующего года и до его окончания он должен проводить все свои закупки в рамках 44-ФЗ. При этом, основание для штрафа будет возникать в том случае, если заказчик продолжить проводить закупки по 223-ФЗ в соответствии со своим положением о закупке (например, Постановление Московского УФАС от 16.03.2022 г. № 077/07/7.32.3-3418/2022).
- Второй случай — это ситуация, когда заказчики не имеют в ЕИС размещенного положения о закупке, тогда они должны проводить свои закупки по 44-ФЗ, пока не разместят в ЕИС положение о закупке. Примечательно, что в последнем случае ФАС может наказывать заказчиков и при неполном размещении в ЕИС положения о закупке (например, размещена только первая страница документа - постановление Тывинского УФАС от 12.03.2018 г. по делу № А01-7.32.3/18).
В отношении данного нарушения отметим также, что в практике ФАС встречаются ситуации, когда данный орган трактует это нарушение весьма произвольно. Например, наказывает автономное учреждение за проведение закупки по 223-ФЗ за счет средств предоставленной ему субсидии из бюджета на капитальный ремонт здания, считая, что данная субсидия должна тратиться по 44-ФЗ. При этом в решении ФАС даже нет никаких ссылок на то, что в этом случае по нормам 223-ФЗ закупка должна осуществляться в рамках 44-ФЗ.
Часть 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ
Нарушение предусмотренных 223-ФЗ сроков размещения в ЕИС информации о закупке. Это нарушение наказывается наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 30 тыс. руб.
Часть 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ
Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке. За неразмещение информации заказчика ожидает административный штраф на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Часть 6 статьи 7.32.3 КоАП РФ
Нарушение сроков размещения в ЕИС изменений, вносимых в положение о закупке заказчика. Административный штраф в этом случае составит: на должностных лиц составляет от 5 до 10 тыс. руб., а на юридических лиц — от 10 до 30 тыс. руб.
Штрафы по ч. 4-6 статьи 7.32.3 КоАП РФ встречаются весьма часто. При этом чаще всего речь идет о нарушении сроков размещения ежемесячных отчетов о заключенных договорах (постановление Омского УФАС от 29.04.2019 г. по делу № 055/04/7.32.3-264/2019), о задержке внесения установленных сведений в реестр договоров (Постановление Алтайского УФАС от 04.04.2019 г. по делу № 004/04/7.32.3-56/2019), а также о задержке размещения протоколов закупки (постановление ФАС России от 12.10.2018 г. по делу № АК1025-18).
Часть 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ
Несоблюдение предусмотренных 223-ФЗ требований к содержанию извещений о закупке и (или) документации о закупке. Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб.
Самый простой случай такого нарушения заключается в том, что заказчик в указанных документах просто «пропускает» ту или иную позицию, которая требуется соответствующими нормами 223-ФЗ в отношении состава извещения или документации о закупке.
Один из примеров – отсутствие в извещении сведений об объеме товаров, работ, услуг (Решение Бурятского УФАС от 19.12.2018 г. № 05-32/97-2018). Другой пример «технического» нарушения — это ситуация, когда необходимые документы (например, проектная документация) размещается в «неоткрываемых» файлах (Решение Ханты-Мансийского России от 02.04.2019 г.) Но бывает и так, что ФАС признает за такое нарушение случаи, так сказать, методических несоответствий, например, ситуацию, когда содержащийся в закупочной документации отсутствует пропорциональность начисления баллов при оценке по критериям: порядок оценки заявок по критерию «цена договора» дает одинаковое количество баллов участникам закупки, подавшим разные ценовые предложения (Решение ФАС России от 21.03.2019 г. № 223ФЗ-311/19).
Дополнительно отметим, что ответственность по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ иногда встречается, когда речь идет о сравнении заказчиком ценовых предложений участников по цене без НДС (постановление Коми УФАС от 03.03.2022 г. № 011/04/7.32.3-161/2022).
Часть 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ
Предъявление требований к участникам закупок, к закупаемым ТРУ и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. За данное нарушение положен административный штраф на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., штраф на юридических лиц может составить от 5 до 10 тыс. руб.
Этот вид нарушения вызывает больше всего споров между заказчиками и «недовольными» участниками закупок. При этом характер конкретных нарушений, фиксируемых ФАС, может быть самым разным.
Например, заказчик может отстранить участника от участия в закупке на основании того, что последний не указал в своих банковских реквизитах место нахождения своего банка, хотя форма заявки не предусматривала предоставление именно этой информации (Решение Иркутского УФАС от 18.04.2019 г. № 038/07/3-86/2019). Другой пример — заказчик отстраняет участника закупки от участия в ней на основании того, что он не предоставил требуемые сведения (документы) (например, решение об одобрении крупной сделки), хотя фактически эти сведения (документы) были предоставлены (Решение Московского областного УФАС от 11.04.2018 г. по делу № 50-07-9713/19).
Также указанный административный штраф можно встретить, когда заказчиком не принят к оценке какой-либо документ участника (постановление Московского УФАС от 01.03.2022 г. № 077/04/7.32.3-1567/2022).
В некоторых случаях данное нарушение трактуется, так сказать, расширенно, а именно таким нарушением признается ситуация, когда заказчик допускает к участию в закупке и заключает договор с участником несмотря на отсутствие в составе его заявки требуемых закупочной документацией сведений (документов) — например, лицензии на выполнение закупаемых работ (Постановление Коми УФАС от 15.04.2019 г. по делу № 011/04/7.32.3/161/2019). В таких случаях «необоснованного допуска заявки» считается, что заказчик рассмотрел (оценил) заявку не в том порядке, который был изложен в документации о закупке.
Часть 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ
Нарушение заказчиком установленного 223-ФЗ и НПА срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному с субъектом МСП. За указанное нарушение предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
Срок оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП, должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора). Заказчик обязан руководствоваться установленными сроками оплаты по договорам с МСП, если сам заказчик попадает под действия постановления Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352.
Следовательно, фактическая оплата по договору, заключенному с субъектом МСП, всегда должна быть произведена заказчиком в указанный срок, составляющий 7 рабочих дней. Нарушение указанных сроков является основанием для привлечения заказчика к административной ответственности (Постановление Кемеровского УФАС от 23.06.2021 г. № 05/6181). При этом отсутствие денежных средств, необходимых для исполнения договорных обязательств в полном объеме, не освобождает заказчика от ответственности за соблюдение сроков оплаты (Постановление Санкт-Петербургского УФАС России от 12.07.2021 № 047/04/7.32.3-1416/2021).
Фактически соблюдение сроков оплаты является обязательным при заключении договора с субъектом МСП по итогам любой закупки: как конкурентной, так и неконкурентной. Соответственно, если заказчиком заключен договор с субъектом МСП по итогам закупки у единственного поставщика, то срок оплаты не может противоречить ПП РФ № 1352 (Новосибирского УФАС от 26.03.2021 г. № 054/04/7.32.3-410/2021).
Дополнение
Дополнительно стоит сказать, что, с учетом недавних изменений 223-ФЗ, законодательством также установлены регламентированные сроки оплаты по всем договорам (не только с субъектами МСП). Указанный срок также составляет не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара (работы, услуги).
Отметим, что текущей редакцией КоАП РФ не предусмотрена ответственность за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным не с субъектами МСП. Таким образом, нарушение сроков оплаты по таким договорам не влечет для заказчика каких-либо последствий в виде административного штрафа.
Также помимо нарушений, наказания за которые предусмотрены статьей 7.32.3 КоАП РФ, отдельным административным правонарушением по части 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ является невыполнение в установленный срок законного решения или предписания ФАС об устранении нарушений 223-ФЗ. Оно наказывается наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 300 до 500 тыс. руб. Например, такое наказание можно получить в случае, если в связи с выявленными нарушениями ФАС предписывает заказчику аннулировать результаты закупки, установив для этого определенный срок, а также срок для извещения ФАС о выполнении предписания, но заказчик по истечении данного срока так и не проинформировал ФАС об этом (Постановление Омского УФАС от 18.03.2019 г. по делу № 055/04/19.5-145/2019).
Кроме того, отдельным нарушением по статье 19.7.2.1 КоАП РФ считается ситуация, когда заказчик не предоставляет или несвоевременно предоставляет в ФАС информацию о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представляет заведомо недостоверную информацию для включения сведений о них в реестр недобросовестных поставщиков. Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.
Напомним, что при уклонении участника закупки от заключения договора заказчик должен направить сведения о нем в реестр не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора). Также сведения в реестр должны быть отправлены в отношении поставщика (исполнителя, подрядчика), договор с которым был расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им условий договора — эти сведения направляются не позднее 10 рабочих дней после расторжения договора. Практика установления ФАС таких нарушений хоть и небольшая, но есть (Постановление Сахалинского УФАС от 12.11.2018 г. по делу № 08-АП98/2018).
В завершении отметим, что в настоящее время подготовлены изменения КоАП РФ в части установления ответственности за нарушения, связанные с выполнением квоты закупки российских товаров.
Так с 1 января 2023 г. КоАП РФ будет дополнен частью 5.1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность на неразмещение в ЕИС информации о закупках товаров российского происхождения (товаров, поставленных при выполнении работ, услуг). За указанное нарушение будет предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 100 до 300 тыс. руб.