Рассмотрим ключевые моменты, которые затрагивают важные изменения в законодательстве и практике закупок.
1️⃣. Импортозамещение и закон об упрощении госзакупок
Одной из ключевых тем стало обсуждение нового закона, направленного на оптимизацию норм по импортозамещению. Суть изменений заключается в расширении механизмов, стимулирующих закупки товаров российского производства. Важные нововведения включают:
Установление правила «второй лишний» для всех товаров, что позволяет отклонять иностранные заявки, если на закупку подано две российские.
Расширение 15%-ной преференции на все российские товары, что повысит их конкурентоспособность.
Использование механизмов ограничения и преференций даже для товаров с разным уровнем локализации.
Эти меры направлены на максимальное привлечение отечественных товаров в госзакупки, что должно укрепить позиции российских производителей.
2️⃣. Закрытые закупки и защита информации
Система госзакупок претерпела серьезные изменения за последние два года. В условиях санкционного давления, государство было вынуждено вводить меры, направленные на защиту не только заказчиков, но и их поставщиков от вторичных санкций. Одним из таких решений стало расширение практики закрытых конкурентных закупок, проводимых на специализированных электронных торговых площадках (спец ЭТП).
Главной целью спец ЭТП является повышение уровня защиты информации и безопасности участников закупок. Это особенно важно для компаний, которые попадают под санкции, и таких закрытых процедур становится все больше.
3️⃣. Режим закрытости закупок подсанкционных компаний
Отдельные компании, находящиеся под санкциями, предложили смягчить режим закрытости для небольших закупок, ссылаясь на то, что их контрагенты не боятся вторичных санкций. Однако Минфин опасается возможных злоупотреблений при отсутствии четких критериев разграничения между закрытыми и открытыми закупками. Основная цель защиты остается прежней — не только интересы заказчиков, но и потенциальных поставщиков.
4️⃣. Закупки у единственного участника: проблема строительства
В сфере строительства значительная часть закупок оказывается несостоявшейся, что связано с высокими требованиями к участникам. Эти компании должны соответствовать доп требованиям СРО, что сужает круг потенциальных поставщиков. Несмотря на это, Минфин не связывает проблему закупок у единственного участника с неэффективным ценообразованием, подчеркивая, что система ценообразования позволяет достичь оптимального уровня цен.
5️⃣. Проблема несвоевременной оплаты
Несмотря на введение обязательного 7-дневного срока оплаты по контрактам, проблемы возникают на этапе подписания документов об исполнении. Многие заказчики затягивают этот процесс, что тормозит расчеты. Минфин прорабатывает возможность внедрения электронного актирования для контрактов по 223-ФЗ, аналогично существующей системе по 44-ФЗ. Это должно упростить процесс подписания документов и ускорить оплату.
6️⃣. Цифровизация закупок малого объема (ЗМО)
Недавно утвержденная концепция развития закупок малого объема (до 600 тыс. рублей) направлена на создание единого порядка проведения таких закупок в электронном формате. Важнейшими элементами реализации концепции станут:
Создание каталога конкретных товаров, что позволит автоматизировать выбор поставщиков на основе наименьшей цены.
Введение требования о размещении информации о контрактах в ЕИС (Единая информационная система).
Цель концепции — упростить и унифицировать процесс закупок малого объема по всей России, что особенно важно для регионов, где существуют свои правила и электронные магазины.
7️⃣. Будущее единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка"
Обсуждается вопрос о расширении использования агрегатора "Березка" для федеральных и региональных закупок. Минфин отмечает, что будущее "Березки" и других электронных магазинов будет зависеть от успешной реализации новой концепции ЗМО.