Суть дела: 05.05.2023 организатором торгов АО «РусГидро снабжение» было опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора по лоту: «Лот № 1 (ГКПЗ № 0588-ТПИР ОТМ-2023-СЭ) «ОКПД2 27.11.4. Поставка трансформаторов электрических в рамках исполнения инвестиционного проекта «Строительство ПС 110/35/10 кВ Верхняя» (идентификатор №_511-N-Ф-ТП031) в части исполнения обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям». Протоколом № 4-Р от 10.07.2023 были приняты к рассмотрению все 8 заявок, из них две отклонены по итогам рассмотрения; 6 заявок, в том числе заявка АО «Группа «СВЭЛ» признаны соответствующими условиям Документации о закупке.
Заявки предварительно ранжированы по критериям «Цена договора (заявки)», «Отношение участника к изготовителю предлагаемой продукции», «Опыт выполнения аналогичных договоров».
По итогам предварительной ранжировки АО «Группа «СВЭЛ» присвоено 1 место (с высшим баллом 5,0 по критерию «Опыт выполнения аналогичных договоров»), 2 место присвоено ООО «Воронежский трансформатор» (с баллом 2,0 по критерию «Опыт выполнения аналогичных договоров»). Назначена очная переторжка по предмету «Цена заявки» на 17-00 13.07.2023.
Протоколом № 6-Р от 17.07.2023 заседания Закупочной комиссии процедура переторжки признана состоявшейся, заявки предварительно ранжированы по критериям «Цена договора (заявки)», «Отношение участника к изготовителю предлагаемой продукции», «Опыт выполнения аналогичных договоров», по итогам предварительной ранжировки АО «Группа «СВЭЛ» присвоено 1 место (с высшим баллом 5,0 по критерию «Опыт выполнения аналогичных договоров»), 2 место присвоено ООО «Воронежский трансформатор» (с баллом 2,0 по критерию «Опыт выполнения аналогичных договоров»). При этом Закупочной комиссией решено провести повторную переторжку по предмету: Цена договора (заявки) и Опыт выполнения аналогичных договоров.
26.07.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба АО «Группа «СВЭЛ» на действия Заказчика, выразившихся в тограничении конкуренции путем проведения переторжки по критерию «опыт выполнения аналогичных договоров», что противоречит Положению о закупках и Документации о закупке, которые не содержат в закрытом перечне оснований проведения переторжки указанный критерий. Изменение сведений об опыте выполнения аналогичных договоров после уторговывания по цене создает риск злоупотребления участниками и организаторами торгов своими правами на обладание и оценку информации, недоступной другим участникам закупки.
Жалоба была признана обоснованной, заказчику было выдано предписание об отмене протоколов и продлении сроков подачи заявок. Заказчик обжаловал решение в арбитражном суде.
Позиция суда: Пунктом 4.11 Документации о Закупке предусмотрено проведение процедуры переторжки. В соответствии с п. 7.13.3.3. ЕПоЗ и п. 4.11.1.3 Документации о Закупке предметом переторжки могут являться следующие условия (или их сочетания), позволяющие повысить предпочтительность поданных заявок:
а) цена предложения (цена за единицу продукции);
б) сроки поставки продукции;
в) условия оплаты;
г) иные условия договора, которые являются критериями оценки заявок.
При этом предметом переторжки не могут быть условия предложения, которые не входят в состав критериев оценки. Аналогичное положение содержит Документация о закупке.
Поскольку изменение сведений об опыте выполнения аналогичных договоров после окончания торгов по цене не отвечает единственной цели переторжки – повышение предпочтительности заявки, а кроме того создает риск злоупотребления участниками и организатором закупки своими правами на обладание и оценку информации, недоступной другим участникам закупки, в том числе путём предоставления информации, которая может не соответствовать действительности. Для тех же случаев, когда участник закупки ошибочно представил не все сведения об опыте, применять процедуру переторжки недопустимо, так как участник закупки, ошибочно не представивший полную информацию о своем опыте, должен самостоятельно нести риски такого своего поведения.
Целью переторжки является четко измеримое повышение предпочтительности заявки. При проведении переторжки по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ», только два участника имели возможность дополнить заявку таким образом, чтобы получить соответствующий балл, участники имеющие максимальный балл данной возможности не имели, так как выше максимального балла получить не могли.
Проведение переторжки по критерию, который не отнесен Единым положением о закупках и Документацией о закупке к основаниям переторжки, привело к необоснованному пересмотру оценки по данному критерию и повлияло на итоговую оценку заявок АО «Группа «СВЭЛ» и ООО «Вороженский Трансформатор».
При данных обстоятельствах коллегия считает необходимым отметить, что при определении победителя комиссия заказчика в разных переторжках оценивала заявки участников по отдельным критериям, но окончательно приняла решение по всей совокупности установленных закупочной документацией критериев. И поскольку переторжка по критерию «опыт работы» проведена после определения «цены контракта» и не была единственным основанием для оценки участников и определения победителя, вследствие чего АО «Группа «СВЭЛ» лишилась возможности снизить ценовое
предложение, чтобы по итогу стать победителем.
Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России правомерно установила в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках.
Источник: Постановление 5 ААС от 22.05.2024 по делу № А59-6233/2023