На прошлой неделе и в СМИ, и на кухнях стали обсуждать планируемое повышение налогов в будущем году. Вчера соответствующий законопроект был опубликован на сайте Государственной Думы.
В числе прочих предлагаемых изменений (изменение налога на прибыль, ставок НДФЛ и пр.) редакция портала обратила внимание на одно немаловажное изменение, касающееся порядка взимания НДС. А именно в ст. 145 НК РФ планируется включить абзац следующего содержания:
"Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (НДС - прим. авт.), при условии, что указанные лица переходят на упрощенную систему налогообложения в календарном году налогового периода и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в этом же календарном году, либо при условии, что за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумма доходов организации или индивидуального предпринимателя, определяемых в соответствии со ст. 346.15 и с подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 настоящего Кодекса, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.";
Далее в ст. 164 НК РФ предлагается включить абзац следующего содержания:
8. При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе производить налогообложение (в части НДС - прим. авт.)соответствующих операций по одной из налоговых ставок:
- 5 процентов - в случае выполнения одного из следующих условий:...
- 7 процентов - в случае выполнения одного из следующих условий...
Опуская специфику применения налогового законодательства, обратим внимание на то, что в новой редакции НК РФ создаются условия, при которых участники закупки (юридические лица и ИП), применяющие упрощенную систему налогообложения, становятся плательщиками НДС, если сумма их доходов превысила 60 млн. руб. (под эту категорию попадает большая часть участников закупки, активно реализующих свои товары, работы, услуги в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ).
А это означает, что заказчикам теперь будет намного легче объяснять в судах и контролирующих органах правомерность предоставления преимуществ плательщикам НДС при оценке заявок, например, таким способом. Ведь практически все участники закупки в скором времени станут плательщиками НДС!
Напомним, что многим заказчикам с налоговой точки зрения выгоднее работать с плательщиками НДС ввиду возможного зачета НДС, в связи с чем заказчики регулярно предоставляют преимущество плательщикам НДС при оценке заявок (о существующих подходах рассказано здесь).
Тем не менее, суды и контролирующие органы часто не поддерживали подобные подходы, мотивируя это невозможностью создания преимуществ участникам закупки, находящимся на общей системе налогообложения. Однако высокая экономическая значимость этого действия для заказчиков привела к тому, что проблему начали озвучивать и в РСПП.
Надеемся, что предлагаемый Правительством РФ в законопроекте подход позволит приблизиться к решению застарелой проблемы с учетом НДС в закупках.